Менеджер веб-отдела


on-line консультант

Электронная почта

Как это ни странно, но российские производители товаров бытовой химии, средств личной гигиены и сопутствующих товаров по сей день довольствуются той второстепенной ролью, которая им отведена на российском рынке. Уже давно никого не удивляет, что 70-80 % полочного пространства крупных супермаркетов занято продукцией иностранных компаний. Уже никто не пытается найти ответ на вопрос, почему так происходит и кому это выгодно. Или почти никто. Некоторые пытаются и находят. Небольшое пермское предприятие "Уралбиохим" в лице своего молодого и амбициозного руководителя не только ставит подобные вопросы перед руководством своего региона и контролирующих органов, но и добивается ответа и положительных результатов. Получается, даже "один в поле воин", если приложить хоть какие-то усилия.

Поиск виноватых – самая простая стратегия, но, увы, всегда проигрышная. Она не требует никаких затрат, ни моральных, ни материальных. Просто однажды достаточно решить, что тебе не под силу изменить сложившуюся ситуацию. А в это время компании, руководители которых не приемлют для себя слово "не могу", усердно работают и забирают твоих покупателей, потребителей, оптовиков, долю рынка. И вот вы отказываетесь от выпуска собственной продукции в пользу частных марок торговых сетей, переходите на контрактное производство. У вас больше нет лица. Вы - только руки. И полностью зависите от желания торговых сетей или партнеров по контрактному производству работать именно с вами. А вам в затылок дышат такие же компании, которых вытеснили с рынка с их продукцией более активные и профессиональные конкуренты. Если работа с минимальной маржой и выпуск не самой качественной продукции является приемлемым сценарием для вашего предприятия – то можно не тратить время и не читать дальше.

Когда в 2006 году пошли слухи о возможной продаже единственной отраслевой выставки иностранному организатору, решение пришло мгновенно. Иностранные организаторы выставок, прежде всего, поддерживают своих соотечественников и содействуют их выходу на российский рынок. Цены на участие для российских производителей, вероятнее всего, сразу были бы повышены, а приоритет в выборе выставочных стендов был бы у иностранных компаний. Это обычная практика, которая находит свое подтверждение практически на всех выставках, организуемых не российскими выставочными компаниями. И это только вершина айсберга. Отраслевая выставка всегда является лицом отрасли, отражает реальное состояние дел и показывает, кто из компаний занимает лидирующее положение на рынке. А если выставка лоббирует интересы иностранных производителей?

Поэтому когда в июне 2006 года  объявили о проведении в ЦВЗ "Манеж" международной специализированной выставки "ИНТЕРБЫТХИМ", у большинства производителей товаров бытовой химии и средств личной гигиены не возникло вопроса, в какой выставке участвовать. Именно благодаря общим усилиям, пониманию перспектив и поддержке наших партнеров, единственная в стране отраслевая выставка не перешла в руки западных организаторов. Борьба, конечно, была серьезная. Был судебный процесс, в ходе которого была подтверждена законность наших действий. Был непростой перевод выставки на более престижную выставочную площадку – в ЦВЗ "Манеж", - чтобы поднять статус и уровень мероприятия и, соответственно, отрасли. Теперь у нашей небольшой компании есть все основания утверждать, что возможность защищать свои интересы законными методами в нашей стране существует. Просто нужно ею воспользоваться. И, конечно, нужно много работать. Поэтому скепсис и неверие в свои силы многих руководителей российских производственных компаний вызывает у нас недоумение.

Хочется подчеркнуть одну важную мысль. Мы живем и работаем теперь в условиях жесткой рыночной конкуренции. Иностранные компании на российском рынке такие же равноправные хозяйственные субъекты, как и национальные производители. Общая задача всех производителей – обеспечить потребителей качественной продукцией на любой вкус и кошелёк. Российским производителям действительно есть чему поучиться у своих иностранных коллег. В выпуске отдельных категорий продукции налицо технологическое отставание. Например, представленная на выставке "ИНТЕРБЫТХИМ’2008" продукция японских производителей восхитила не только профессиональных посетителей, но и экспертов жюри. В ассортименте российских компаний просто нет аналогов такой продукции. Она инновационна и по форме выпуска продукции, и по упаковке, и по компонентам, входящим в ее состав. Не будь выставки, многие рыночные явления, новинки и достижения оставались бы незамеченными. Присутствие на рынке большого числа производителей является залогом его постоянного развития. Именно конкуренты заставляют нас работать лучше и эффективнее. Любая мысль о том, что от иностранных конкурентов можно отделаться одним росчерком пера высокопоставленного лица, несостоятельна и бесперспективна. Однако, являясь единым сообществом, можно и нужно добиваться паритета в правах и позициях, в частности, с транснациональными компаниями, продукция которых значительно шире представлена в некоторых торговых сетях, нежели продукция отечественных производителей. Можно и нужно строить конструктивный диалог с сетевой розницей. Можно и нужно активно участвовать в законотворчестве. А главное – нужно, наконец, понять, что только объединение усилий даст возможность стать уважаемым отраслевым сообществом, с интересами которого трудно будет не считаться.

В дни проведения выставки "ИНТЕРБЫТХИМ’2010" состоится первый съезд руководителей отрасли, посвященный созданию отраслевой ассоциации российских производителей. Но свою состоятельность мало декларировать на словах. Лучше на деле, то есть на своём стенде продемонстрировать свои возможности, свою продукцию и готовность работать. Для того чтобы донести важность развития отрасли для руководителей государства и чиновников, ответственных за экономическое развитие страны, необходимо, чтобы все производители на выставке продемонстрировали единую позицию.

При закупке товаров бытовой химии, средств личной гигиены и сопутствующих товаров недостаточно ознакомиться с прайс-листом, присланным на электронную почту или по факсу, или посмотреть продукцию на картинке в буклете. Чтобы принять решение о закупке, продукцию нужно взять в руки, оценить качество упаковки, рассмотреть этикетку, то есть проделать те же действия, что и покупатель в магазине. Только выставка дает неограниченные возможности специалистам маркетинга и продаж понять рыночные перспективы продукции своей компании и уловить общие тренды. Порой странно слышать от некоторых компаний, что они не участвуют в выставках. На сегодняшний день это самый низкозатратный и эффективный инструмент для достижения сразу многих целей. И если компания не в состоянии приложить усилия и заинтересовать посетителей выставки – представителей закупающих организаций – своей продукцией, то закономерно, что такая ситуация повторится и с конечным потребителем в супермаркете.

Каждая отрасль имеет свою главную выставку, в которой участвуют практически все ключевые компании. Без выставки нет отрасли. И это международная практика. История многих отраслевых выставок насчитывает десятилетия.

Международная специализированная выставка "ИНТЕРБЫТХИМ’2010" будет теперь привлекать и конечных потребителей. От силы одна – две российские производственные компании могут позволить себе давать рекламу на телевидении. А это говорит о том, что потребитель практически не знает продукции национальных производителей и не спрашивает ее в магазинах. Следовательно, и магазины не стремятся закупать российскую продукцию и оставляют для нее минимальный объем полочного пространства.

Не выдерживает критики позиция тех компаний, которые, считая, что "их и так все знают", забывают о необходимости поддерживать свой имидж и подкреплять свой статус на важных отраслевых мероприятиях. Ничто не дается так дорого, как репутация и заметное положение компании на рынке, которые постоянно нужно подтверждать и доказывать. Иначе в какой-то момент можно внезапно обнаружить, что пока вы почивали на лаврах, ваше место заняли конкуренты. Это закономерный результат для компаний, не желающих думать о будущем. Очень обманчива нынешняя уверенность некоторых российских компаний в том, что по мере выхода из кризиса покупатель будет так же охотно раскупать недорогую продукцию. Это временное явление и в ближайший год потребитель, привыкший к более дорогой, а, следовательно, более качественной продукции, вернётся к привычному ассортименту. Транснациональные компании переходят на выпуск продукции в новых и более дешевых сегментах. Примером этой тенденции может служить строительство компанией L’Oreal завода под Калугой уже к концу 2010 года. Выставка ИНТЕРБЫТХИМ’2010 – единственное отраслевое мероприятие, способное объединить всех участников рынка на одной выставочной площадке, предоставить всем равные возможности для демонстрации полного ассортимента выпускаемой продукции, высказать свою волю на съезде руководителей российских предприятий и, главное, решить свои сбытовые и производственные задачи.

Интербытхим